Рок-ателье
«Москва»
Московская группа, вся история
которой связана с творчеством клавишника и певца Криса Кельми. В 1971 г. Крис
играл в любительской группе «Садко», потом с 1972 г. с Александром
Ситковецким в образованном ими «Високосном лете», после распада которого
некоторое время работал в новом совместном проекте «Автограф». Театр
Ленинского комсомола в 1980 г. предложил Кельми набрать новую группу, вместо
ушедшего на профессиональную сцену «Аракса», и Кельми принимает приглашение,
а Ситковецкий остается в группе. В составе «Рок-ателье» в разное время
работают прекрасные музыканты — братья Смеяны, басист Валентин Лезоз,
барабанщик Юрий Китаев, басист Евгений Казанцев и другие; группа участвует в
постановке новых спектаклей, в том числе, рок-оперы «Юнона и Авось»,
выступает с концертами вне театра. В 1987 г. ее приглашает в свою программу
«В едином ритме» Ованес Мелик-Пашаев и «Р. А.» выступает в первом отделении
перед набирающим силу «Черным кофе». Меняется состав, меняется музыка. Группа
проходит периоды увлечения «новой волной», хард-роком, хард-попом, но
наибольшую популярность ей приносят мелодичные, ритмичные хиты типа «Мы
знаем» и «Ночное рандеву». В 1987 г. Кельми записывает песню «Замыкая круг»,
в исполнении которой участвуют музыканты многих групп и которая, по замыслу
автора и исполнителей, продолжает идею и традиции знаменитого гимна «Мы — это
мир». Впрочем, «Мы — это мир» стала символом сплочения музыкантов в борьбе за
мир, против голода, апартеида, в поддержку пострадавшим от стихийных бедствий,
символом движений, в которых принимали участие музыканты мира, а «Замыкая
круг» осталась только стилистическим воплощением идеи, хорошим роковым
номером. «Рок-ателье» участвует в зарубежных турне, с успехом проходят ее
концерты в Голландии, в августе 1989 г. выступает на фестивале рок-музыки в
Ростове «Формула-9». Снова меняется состав, который весной 1990 г. выглядит
так: Крис Кельми — вокал, клавишные; Александр Яриш — гитара; «Валерий Липец
— бас; Сергей Кокурин — клавишные; Вячеслав Захаров — ударные; Илларион
Давыдов — саксофон; Валерий Каримов — вокал.
В последнее время группа стала
называться «Рок-ателье Криса Кельми».
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «Распахни окно» (1980), «Замыкая круг» (1987). Пластинки: «Замыкая круг» (ВФГ «Мелодия»,
1987), «Мы знаем» (ВФГ «Мелодия» 1989), «Открой свой Сезам» (ВФГ «Мелодия»,
1990)
«РОК-АТЕЛЬЕ», рок-группа (Москва).
Эта группа, на протяжении многих лет служившая
полигоном для воплощения музыкальных проектов своего бессменного лидера,
певца и автора песен Криса Кельми, на значительном отрезке своей биографии
была связана с деятельностью московского театра Ленком.
Крис Кельми в начале 70-х годов играл с
самодеятельной группой «АЭРОПОРТ», которая с приходом в ее ряды летом 1972
гитариста Александра Ситковецкого сменила название на «ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО».
Весной 1979 «ЛЕТО» распалось, и Ситковецкий с Кельми организовали более
монолитную с точки зрения стиля арт-рок-группу «АВТОГРАФ».
Вскоре после Тбилисского рок-фестиваля
в марте 1980 Кельми решил покинуть «АВТОГРАФ» и принял предложение главного
режиссера Ленкома Марка Захарова собрать группу для участия в спектаклях
театра (до него в Ленкоме работал «АРАКС», но как раз той весной группа ушла
на вольные хлеба). В состав новой группы, получившей название «РОК-АТЕЛЬЕ»,
вошли Крис Кельми (клавишные, вокал), Павел Смеян (флейта, вокал), Александр
Смеян (бас, вокал), Сергей Березкин (гитара), Борис Оппенгейм (клавишные,
синтезаторы) и Юрий Титов (барабаны). Братья Смеяны, Березкин и Титов ранее
играли в жанрово близкой группе «ВИКТОРИЯ» (Павел Смеян — еще и в первом
составе «ВОСКРЕСЕНИЯ»), а Оппенгейм пришел из авангардного бэнда «ДИССОНАНС».
Они дебютировали на сцене театра в
сентябре 1980, двумя месяцами позже записали на московской «Мелодии»
мини-альбом « Распахни окно»,
две песни из которого ( Распахни
окно и Я пел, когда летал
А. Смеяна) вышли на пластинке, однако в том же декабре Александр Смеян
трагически погиб — а с ним группа потеряла своего наиболее сильного автора.
Новым басистом стал еще один музыкант
«ДИССОНАНСА» Камиль Чалаев. Следующие три года участники «РОК-АТЕЛЬЕ» были
заняты в старых спектаклях театра «Автоград ХХI», «Тиль», «Звезда и смерть
Хоакина Мурьеты» и принимали участие в его новых постановках «Люди и птицы»
(песни Кельми на стихи М. Пушкиной и Б. Баркаса) в 1981 и «Юнона и Авось»
(музыка А. Рыбникова, либретто А. Вознесенского) в 1982. Помимо того, они
записали музыку к мультфильмам «Парадоксы в стиле рок» и «Пес в сапогах» (оба
в 1981). Они подолгу гастролировали с театром и изредка выступали
самостоятельно (в частности, в мае 1981 дали соло-концерт в Ленинграде).
Весной 1982 «РОК-АТЕЛЬЕ» дебютировало на телеэкране с песней Кельми Если метель.
Состав группы довольно долго оставался
неизменным, хотя с ней поочередно пели Александр Садо (флейта, вокал) и
бывший лидер «ВИКТОРИИ» Андрей Давидян.
К середине 80-х в надежде на более
широкую популярность Кельми начал сочинять более легковесный, эстрадный
материал ( Рок-прыг-скок, Кубик Рубика и т. п.).
Весной 1984 Титов решил оставить
группу. Его место занял один из лучших барабанщиков страны Анатолий Абрамов
(ранее в «ВИСОКОСНОМ ЛЕТЕ», «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ», «АРАКСЕ», группе Стаса Намина,
«ФЕНИКСЕ»). В этом составе Ленком с «РОК-АТЕЛЬЕ» побывали во Франции (где
состоялось не раз описанное в прессе знакомство Кельми с Китом Ричардсом).
В том же сентябре группа пережила
серьезный кризис: ушли Смеян (позднее он переключился на откровенно эстрадный
материал), Чалаев и Оппенгейм. В 1986 все трое плюс Титов снова встретились в
группе «СВ»). Кельми, Березкин и Абрамов тут же реорганизовали «РОК-АТЕЛЬЕ»:
их новыми пертнерами стали уже проверенный Садо и отличный басист Валентин
Лезов, который пришел из «АРСЕНАЛА» Алексея Козлова. В марте 1985,
рассчитывая найти новое лицо группы, Кельми приглашает в «РОК-АТЕЛЬЕ» бывшего
лидера «КАРНАВАЛА» Александра Барыкина, однако, запланированная поездка на
Запад сорвалась, и три месяца спустя Барыкин вернулся собирать по частям
«КАРНАВАЛ», а к микрофону был приглашен Николай Парфенюк (экс-«ФЕНИКС»). Еще
позже к ним присоединился ветеран Ленкома и «АРАКСА» клавишник Сергей
Рудницкий.
Однако это были последние аккорды
театрально-концертной эпопеи: в 1987 группа «РОК-АТЕЛЬЕ» простилась с
Ленкомом (оставшийся там Рудницкий тут же начал возрождать «АРАКС») и, приняв
приглашение Ованеса Мелик-Пашаева, в изрядно изменившемся составе начала
выступать в его программе «В едином ритме», как правило, разогревая залы для
«ЧЕРНОГО КОФЕ». Несмотря на серию явных хитов (включая популярное Ночное рандеву на бульваре Роз)
«РОК-АТЕЛЬЕ» к этому времени свелось к формуле «Кельми плюс кто попало». В
том же 1987 он записал — при участии многих звезд филармонического рока —
свою песню Замыкая круг,
которая стала своего рода отечественным ответом на We Are The World USA FOR AFRICA (правда, без
политико-финансовых итогов последних).
В конце 80-х годов «РОК-АТЕЛЬЕ»
регулярно гастролировало по стране, выезжало за границу и выпустило несколько
лишь относительно успешных альбомов. В начале 90-х в состав группы (помимо
Кельми) входили: Александр Яриш (гитара), Валерий Липец (бас), Илларион
Давыдов (саксофон), Сергей Кокурин (клавишные), Вячеслав Захаров (барабаны) и
Валерий Каримов (вокал).
Андрей Бурлака
Дискография:
Распахни окно (1980)
Замыкая круг (Фирма Мелодия, 1987)
Мы знаем (Фирма Мелодия, 1989)
Открой свой Сезам (Мелодия, 1990)
|