<<< обратно

 

 

Рок-ателье «Москва»

 

Московская группа, вся история которой связана с творчеством клавишника и певца Криса Кельми. В 1971 г. Крис играл в любительской группе «Садко», потом с 1972 г. с Александром Ситковецким в образованном ими «Високосном лете», после распада которого некоторое время работал в новом совместном проекте «Автограф». Театр Ленинского комсомола в 1980 г. предложил Кельми набрать новую группу, вместо ушедшего на профессиональную сцену «Аракса», и Кельми принимает приглашение, а Ситковецкий остается в группе. В составе «Рок-ателье» в разное время работают прекрасные музыканты — братья Смеяны, басист Валентин Лезоз, барабанщик Юрий Китаев, басист Евгений Казанцев и другие; группа участвует в постановке новых спектаклей, в том числе, рок-оперы «Юнона и Авось», выступает с концертами вне театра. В 1987 г. ее приглашает в свою программу «В едином ритме» Ованес Мелик-Пашаев и «Р. А.» выступает в первом отделении перед набирающим силу «Черным кофе». Меняется состав, меняется музыка. Группа проходит периоды увлечения «новой волной», хард-роком, хард-попом, но наибольшую популярность ей приносят мелодичные, ритмичные хиты типа «Мы знаем» и «Ночное рандеву». В 1987 г. Кельми записывает песню «Замыкая круг», в исполнении которой участвуют музыканты многих групп и которая, по замыслу автора и исполнителей, продолжает идею и традиции знаменитого гимна «Мы — это мир». Впрочем, «Мы — это мир» стала символом сплочения музыкантов в борьбе за мир, против голода, апартеида, в поддержку пострадавшим от стихийных бедствий, символом движений, в которых принимали участие музыканты мира, а «Замыкая круг» осталась только стилистическим воплощением идеи, хорошим роковым номером. «Рок-ателье» участвует в зарубежных турне, с успехом проходят ее концерты в Голландии, в августе 1989 г. выступает на фестивале рок-музыки в Ростове «Формула-9». Снова меняется состав, который весной 1990 г. выглядит так: Крис Кельми — вокал, клавишные; Александр Яриш — гитара; «Валерий Липец — бас; Сергей Кокурин — клавишные; Вячеслав Захаров — ударные; Илларион Давыдов — саксофон; Валерий Каримов — вокал.

В последнее время группа стала называться «Рок-ателье Криса Кельми».

 

ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: «Распахни окно» (1980), «Замыкая круг» (1987). Пластинки: «Замыкая круг» (ВФГ «Мелодия», 1987), «Мы знаем» (ВФГ «Мелодия» 1989), «Открой свой Сезам» (ВФГ «Мелодия», 1990)

«РОК-АТЕЛЬЕ», рок-группа (Москва).

Эта группа, на протяжении многих лет служившая полигоном для воплощения музыкальных проектов своего бессменного лидера, певца и автора песен Криса Кельми, на значительном отрезке своей биографии была связана с деятельностью московского театра Ленком.
Крис Кельми в начале 70-х годов играл с самодеятельной группой «АЭРОПОРТ», которая с приходом в ее ряды летом 1972 гитариста Александра Ситковецкого сменила название на «ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО». Весной 1979 «ЛЕТО» распалось, и Ситковецкий с Кельми организовали более монолитную с точки зрения стиля арт-рок-группу «АВТОГРАФ».
Вскоре после Тбилисского рок-фестиваля в марте 1980 Кельми решил покинуть «АВТОГРАФ» и принял предложение главного режиссера Ленкома Марка Захарова собрать группу для участия в спектаклях театра (до него в Ленкоме работал «АРАКС», но как раз той весной группа ушла на вольные хлеба). В состав новой группы, получившей название «РОК-АТЕЛЬЕ», вошли Крис Кельми (клавишные, вокал), Павел Смеян (флейта, вокал), Александр Смеян (бас, вокал), Сергей Березкин (гитара), Борис Оппенгейм (клавишные, синтезаторы) и Юрий Титов (барабаны). Братья Смеяны, Березкин и Титов ранее играли в жанрово близкой группе «ВИКТОРИЯ» (Павел Смеян — еще и в первом составе «ВОСКРЕСЕНИЯ»), а Оппенгейм пришел из авангардного бэнда «ДИССОНАНС».
Они дебютировали на сцене театра в сентябре 1980, двумя месяцами позже записали на московской «Мелодии» мини-альбом «  Распахни окно», две песни из которого (  Распахни окно и  Я пел, когда летал А. Смеяна) вышли на пластинке, однако в том же декабре Александр Смеян трагически погиб — а с ним группа потеряла своего наиболее сильного автора.
Новым басистом стал еще один музыкант «ДИССОНАНСА» Камиль Чалаев. Следующие три года участники «РОК-АТЕЛЬЕ» были заняты в старых спектаклях театра «Автоград ХХI», «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и принимали участие в его новых постановках «Люди и птицы» (песни Кельми на стихи М. Пушкиной и Б. Баркаса) в 1981 и «Юнона и Авось» (музыка А. Рыбникова, либретто А. Вознесенского) в 1982. Помимо того, они записали музыку к мультфильмам «Парадоксы в стиле рок» и «Пес в сапогах» (оба в 1981). Они подолгу гастролировали с театром и изредка выступали самостоятельно (в частности, в мае 1981 дали соло-концерт в Ленинграде). Весной 1982 «РОК-АТЕЛЬЕ» дебютировало на телеэкране с песней Кельми  Если метель.
Состав группы довольно долго оставался неизменным, хотя с ней поочередно пели Александр Садо (флейта, вокал) и бывший лидер «ВИКТОРИИ» Андрей Давидян.
К середине 80-х в надежде на более широкую популярность Кельми начал сочинять более легковесный, эстрадный материал (  Рок-прыг-скок,  Кубик Рубика и т. п.).
Весной 1984 Титов решил оставить группу. Его место занял один из лучших барабанщиков страны Анатолий Абрамов (ранее в «ВИСОКОСНОМ ЛЕТЕ», «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ», «АРАКСЕ», группе Стаса Намина, «ФЕНИКСЕ»). В этом составе Ленком с «РОК-АТЕЛЬЕ» побывали во Франции (где состоялось не раз описанное в прессе знакомство Кельми с Китом Ричардсом).
В том же сентябре группа пережила серьезный кризис: ушли Смеян (позднее он переключился на откровенно эстрадный материал), Чалаев и Оппенгейм. В 1986 все трое плюс Титов снова встретились в группе «СВ»). Кельми, Березкин и Абрамов тут же реорганизовали «РОК-АТЕЛЬЕ»: их новыми пертнерами стали уже проверенный Садо и отличный басист Валентин Лезов, который пришел из «АРСЕНАЛА» Алексея Козлова. В марте 1985, рассчитывая найти новое лицо группы, Кельми приглашает в «РОК-АТЕЛЬЕ» бывшего лидера «КАРНАВАЛА» Александра Барыкина, однако, запланированная поездка на Запад сорвалась, и три месяца спустя Барыкин вернулся собирать по частям «КАРНАВАЛ», а к микрофону был приглашен Николай Парфенюк (экс-«ФЕНИКС»). Еще позже к ним присоединился ветеран Ленкома и «АРАКСА» клавишник Сергей Рудницкий.
Однако это были последние аккорды театрально-концертной эпопеи: в 1987 группа «РОК-АТЕЛЬЕ» простилась с Ленкомом (оставшийся там Рудницкий тут же начал возрождать «АРАКС») и, приняв приглашение Ованеса Мелик-Пашаева, в изрядно изменившемся составе начала выступать в его программе «В едином ритме», как правило, разогревая залы для «ЧЕРНОГО КОФЕ». Несмотря на серию явных хитов (включая популярное  Ночное рандеву на бульваре Роз) «РОК-АТЕЛЬЕ» к этому времени свелось к формуле «Кельми плюс кто попало». В том же 1987 он записал — при участии многих звезд филармонического рока — свою песню  Замыкая круг, которая стала своего рода отечественным ответом на  We Are The World USA FOR AFRICA (правда, без политико-финансовых итогов последних).
В конце 80-х годов «РОК-АТЕЛЬЕ» регулярно гастролировало по стране, выезжало за границу и выпустило несколько лишь относительно успешных альбомов. В начале 90-х в состав группы (помимо Кельми) входили: Александр Яриш (гитара), Валерий Липец (бас), Илларион Давыдов (саксофон), Сергей Кокурин (клавишные), Вячеслав Захаров (барабаны) и Валерий Каримов (вокал).

Андрей Бурлака

 Дискография:

Распахни окно (1980)
Замыкая круг (Фирма Мелодия, 1987)
Мы знаем (Фирма Мелодия, 1989)
Открой свой Сезам (Мелодия, 1990)

 

 

 

Hosted by uCoz